- Бес
греч. Даймон или Даймоннон, обозначает злого духа, который служит своему главному начальнику-дьяволу, «князю бесовскому» (Мат. 9:34). Слово даймон или демон у греков имело значение божества без присоединения к нему понятия «злого». Так, напр., философы в Афинах в недоумении говорили: «кажется, он проповедует о чужих божествах (демонах), слыша проповедь Павла об Иисусе» (Деян. 17:18) Но новозаветные авторы всегда употребляют это слово в значении , «беса». По словам Павла, язычники приносят жертву не Богу, а бесам (1 Кор. 10:20). Иаков говорит, что «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2: 19). По Мат. 8:29 и дал. они с трепетом ожидают будущего суда. Три первых Евангелия приводят много примеров исцеления Иисусом бесноватых, т. е. имевших в себе бесов (Лук. 8:27) или «нечистого духа бесовского» (Лук. 4:33). Эти больные терпели сильные мучения от злых духов: духи помрачали их ум, и терзали их до того, что одержимые, испуская пену, падали на землю (Лук. 4:35; 8:27 и дал.; 9:39 и дал.). Бесноватые были даже опасны (Мат. 8:28). Бесноватость не была обыкновенной болезнью, это ясно видно из различных подробностей евангельского повествования, в котором бесноватые отличаются от телесно больных (Мат. 4:24; Map. 1:32; Лук. 6:18). Демоны, вселившиеся в человека, говорят от своего лица, знают больше, чем люди и почитают Иисуса не только за «сына Давидова», как это делали и люди, но за «Мессию, Сына Божия» (Мат. 8:29; Map. 1:24; 5:7; Лук. 4:41 и т.д.). Христос в присутствии народа называет этих больных бесноватыми, а в тесном кругу учеников, говорит об условиях и средствах для их изгнания (Мат. 17:19 и дал.); Срав. Лук. 10:18 и дал.; Мат. 12:28 и дал., где Он определенно говорит о Своей силе и власти над князем бесовским и его слугами. Ученик Христа, Иоанн, также знал об этих духах злобы; в Ев. Иоанн. 13:27 он говорит об Иуде: «после сего куска вошел в него сатана». Впрочем, по свидетельству всех четырех Евангелий, враги Иисуса говорили о Нем, что Он был одержим злым духом или демоном (Мат. 9:34; 12:24; Map. 3: 22; Лук. 11:15; Иоан. 7:20; 8:48 и дал.; 10:20). Это обвинение коснулось и Иоанна Крестителя (Мат. 11:18; Лук. 7:33). Рассказы о том, как Иисус исцелял бесноватых и избавлял их от власти демонов, показывают нам Его, как могущественного победителя мира духов. Заметьте свидетельство Иоанна в 1 Иоан. 3:8, что разрушение дел дьявола и было целью воплощения Сына Божия. Иисус не исцелял при помощи колдовства или таинственных средств, как чародеи, но силою Своей личности, Своей святой волей и могущественным словом. Он указывает своим ученикам, что власть изгонять бесов даруется свыше молитвой и постом (Map. 9:29; Мат. 17:19 и дал.). Эта сила противоположна часто механическому употреблению имени Иисуса в качестве заклинания (Ср. Мат. 7:22; Деян. 19:13; Лук. 9:49).
Словарь библейских имен. 2014.